вторник, 30 июня 2015 г.

Уральские самоцветы были открыты ещё в 17 веке. Около 1635 года в предгорьях Урала были обнаружены медные руды малахита.


Еще раньше здесь были найдены «узорчатые каменья» – сердолики, агаты, яшмы.



В начале 18 века уральские мастера-кустари научились обрабатывать недавно открытый цветной камень, заложив, таким образом, традиции местной школы камнерезного искусства. Основным принципом камнереза было не нарушить данную природой красоту камня, а лишь как можно лучше выявить её и подчеркнуть. В сказе «Каменный цветок» повествуется о «творческом горении» уральского мастера-камнереза Данилы. Сказочный типаж уральского умельца возник не на пустом месте, прототипом для его создания послужили вполне реальные уральские мастера, влюбленные в свое ремесло и посвятившие ему всю свою жизнь.  



В 18 веке открылась гранильная фабрика в Екатеринбурге для обработки малахита, нефрита, яшмы, орлеца, селенита.



Расцвет уральского камнерезного искусства пришелся на конец 18-19 вв. Мастера создавали произведения искусства по проектам знаменитых архитекторов и скульпторов:  Воронихина, Росси, Стасова, Гальберга, Монферрана, и др. Изделиями из уральских камней стали украшать дворцы и усадьбы Санкт-Петербурга. Вследствие этого невероятно обогатился ассортимент: появились изделия для украшения фасадов и внутренних помещений дворцов, всевозможные вазы, чаши, торшеры, подсвечники и подчасники.




По замыслу Монферрана, считавшего соз­дание Исаакиевского собора главным делом своей жизни, внутреннее убранство храма должно быть «великолепно, благородно и бо­гато». 
Более всего в соборе поражает уральский малахит. Вставки, медальоны и колон­ны Исаакия считаются самыми значитель­ными как по красоте, так и по объему работ из малахита.
И сегодня, спустя почти полтора века, малахитовые колонны Исаакия поражают наш взор величием и красотой. В них все - самого высокого класса, все - само совер­шенство: и редчайшая природная прелесть камня, пожалуй, самого лучшего и по цве­ту и по рисунку малахита, который упот­ребляли для крупных изделий в Петербур­ге в XIX веке; и тончайший художественный вкус, с которым подобраны друг к другу мозаичные пластинки, образующие чарую­щую, опять-таки неповторимую, композицию самых причудливых узоров; и, наконец, са­мое высочайшее качество зеркальной поли­ровки.
Стоит еще сообщить некоторые цифры о малахитовых колоннах Исаакия: их высо­та - 9,5 метра, диаметр - 1 метр, употреб­лено первоклассного малахита - 14632 ки­лограмма.


Работы мастеров фабрики получили мировое признание, ими восхищалась Европа. Они наполняли не только музеи и особняки Петербурга, но также дворцы и замки королей и аристократии многих других стран. Об изделиях Екатеринбургской фабрики, выставленных на Всемирной выставке 1851 года в Лондоне, писали, что они «превосходили любые подобные произведения древнего искусства».
В музее изобразительных искусств к 290-летию основания города Нижний Тагил состоялась выставка "Магия камня", на которой были представлены работы художников-камнерезов В.К.Васильева и Ю.П.Маточкина. Представлю  свой  фотоколлаж.

Комментариев нет:

Отправить комментарий