Уральские
самоцветы были открыты ещё в 17 веке. Около 1635 года в предгорьях Урала были
обнаружены медные руды малахита.
Еще раньше
здесь были найдены «узорчатые каменья» – сердолики, агаты, яшмы.
В начале 18
века уральские мастера-кустари научились обрабатывать недавно открытый цветной
камень, заложив, таким образом, традиции местной школы камнерезного искусства. Основным
принципом камнереза было не нарушить данную природой красоту камня, а лишь как
можно лучше выявить её и подчеркнуть. В сказе «Каменный цветок» повествуется о «творческом
горении» уральского мастера-камнереза Данилы. Сказочный типаж уральского
умельца возник не на пустом месте, прототипом для его создания послужили вполне
реальные уральские мастера, влюбленные в свое ремесло и посвятившие ему всю
свою жизнь.
В 18 веке открылась
гранильная фабрика в Екатеринбурге для обработки малахита, нефрита, яшмы,
орлеца, селенита.
Расцвет уральского
камнерезного искусства пришелся на конец 18-19 вв. Мастера создавали
произведения искусства по проектам знаменитых архитекторов и
скульпторов: Воронихина, Росси, Стасова, Гальберга, Монферрана, и др.
Изделиями из уральских камней стали украшать дворцы и усадьбы Санкт-Петербурга.
Вследствие этого невероятно обогатился ассортимент: появились изделия для
украшения фасадов и внутренних помещений дворцов, всевозможные вазы, чаши,
торшеры, подсвечники и подчасники.
По замыслу Монферрана, считавшего создание Исаакиевского собора главным делом своей жизни, внутреннее убранство храма должно быть «великолепно, благородно и богато».
Более всего в соборе поражает уральский малахит. Вставки, медальоны и колонны Исаакия считаются самыми значительными как по красоте, так и по объему работ из малахита.
И сегодня, спустя почти полтора века, малахитовые колонны Исаакия поражают наш взор величием и красотой. В них все - самого высокого класса, все - само совершенство: и редчайшая природная прелесть камня, пожалуй, самого лучшего и по цвету и по рисунку малахита, который употребляли для крупных изделий в Петербурге в XIX веке; и тончайший художественный вкус, с которым подобраны друг к другу мозаичные пластинки, образующие чарующую, опять-таки неповторимую, композицию самых причудливых узоров; и, наконец, самое высочайшее качество зеркальной полировки.
Стоит еще сообщить некоторые цифры о малахитовых колоннах Исаакия: их высота - 9,5 метра, диаметр - 1 метр, употреблено первоклассного малахита - 14632 килограмма.
Работы мастеров фабрики
получили мировое признание, ими восхищалась Европа. Они наполняли не только
музеи и особняки Петербурга, но также дворцы и замки королей и аристократии
многих других стран. Об изделиях Екатеринбургской фабрики, выставленных на
Всемирной выставке 1851 года в Лондоне, писали, что они «превосходили любые
подобные произведения древнего искусства».
В музее изобразительных искусств к 290-летию основания города Нижний Тагил состоялась выставка "Магия камня", на которой были представлены работы художников-камнерезов В.К.Васильева и Ю.П.Маточкина. Представлю свой фотоколлаж.
Комментариев нет:
Отправить комментарий